(Чимчимели) [Иоане; груз. იოანე], прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 10 февр.), груз. философ, церковный переводчик, представитель гелатской литературно-богословской школы, последователь течения эллинофильства в древнегруз. письменности (XII в.). Существует неск. т. зр. касательно этимологии родового имени И.- Чимчимели: «небесный», «драгоценный камень» (Сулхан-Саба Орбелиани); также оно трактуется как происходящее от Чирими - названия села в Самцхе (ист. провинция Юж. Грузии).
Имя И. как автора хвалебного слова в честь сына царя св. Давида IV Строителя Димитрия I († 1155/56) упоминается в груз. хронике «История и восхваление венценосцев», входящей в состав летописного древнегруз. свода «Картлис Цховреба». Там же И. приписывается авторство одного стихотворения.
Личность И. и его творческая деятельность вызывают в груз. научной лит-ре споры. Нек-рые исследователи (Н. Я. Марр, М. Джанашвили, С. Горгадзе, К. Кекелидзе, И. Лолашвили, Т. Цкитишвили), опираясь на высказывания об И. писателей XVIII-XIX вв. католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония I (Багратиони), мон. Германа, Давида Ректора, царевича Иоанна Багратиони (Батонишвили) и на нек-рые сведения, содержащиеся в рукописях, отождествляют И. с груз. средневек. философом Иоанном Петрици. Другие (Ф. Жордания, П. Ингороква, Д. Меликишвили, Э. Челидзе), иначе интерпретируя те же сведения, а также основываясь на анализе языковых и терминологических данных, опровергают идентичность приписываемых И. и Петрици произведений.
Согласно груз. рукописям, И. принадлежат переводы толкований свт. Феофилакта Болгарского: на Евангелие от Марка (НЦРГ. A 102, S 404, XVIII в.; греч. текст: PG. 123. Сol. 92-681), на Евангелие от Луки (НЦРГ. A 113, A 284, XVIII в.; S 3625, XIX в.; греч. текст: PG. 123. Сol. 692-1126), на Евангелие от Иоанна (НЦРГ. A 52, XII-XIII вв.; греч. текст: PG. 123. Сol. 1133-1343), к-рые имели большое значение для развития груз. духовной лит-ры того времени.
Кекелидзе приписывает И. перевод еще 2 экзегетических произведений: «Толкования на Екклесиаст» (НЦРГ. A 61, XIII в.- Кекелидзе. 1920. С. LVIII-LXXXII), автором к-рого в груз. рукописях указан еп. Смирнский Митрофан (Э. Челидзе полагает, что автор - свт. Григорий, еп. Акрагантский; эту версию опровергает Н. Мревлишвили), и «Толкования на Екклесиаст» Олимпиодора Александрийского (НЦРГ. A 61, XIII в.).
И. в числе др. груз. святых и церковных деятелей изображен на фреске кафоликона груз. Крестового мон-ря в Иерусалиме, о чем пишет в «Путешествии» митр. Тимофей (Габашвили) (XVIII в.): «Узрели на стене Крестового монастыря святых отцов и мучеников Грузии... (среди них) достойного отца Иоанна Чимчимели, грузина и философа». К лику святых И. был причислен, вероятно, в древности.